Постная пища в пост. Важно знать историю поста и значение постной кухни в России

История

В древние времена Великий пост и Страстная неделя были объединены. Великий пост имел в своей основе обряд соблюдать пост перед Таинством Крещения. Обряд Крещения издавна считался судьбоносным Таинством, важным шагом в жизни человека. Ну, а стяжать себя постом перед какими-либо ответственными происшествиями — традиция, появившаяся еще задолго до Христа (вспомним посты Моисея, пророка Илии). Поэтому в древности кандидат на Крещение был должен продемонстрировать свою готовность к обряду, то есть совершить определенный подвиг, доказать достойность своих мыслей и намерений.

Первым из святых традиции Крещения и соответственно практику поста перед ним описал св. Иустин Философ в начале II века:

«Кто убедится и поверит, что это (христианское) учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются … как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго».

Крещение обычно проходило в Пасху, поэтому пост, который впоследствии стал Великим постом, был именно предпасхальным. Различие состоит в том, что кандидаты на крещение соблюдали пост не установленное количество дней (не сорок), а произвольное.

Сорокадневный пост по примеру Иисуса Христа как в качестве подготовки к Крещению, так и в память о Страстях Господних, установился только в IV веке. К верующим взывали св. Иоанн Златоуст, св. Иероним, св. Амвросий Медиоланский.

Существует уникальное описание того, как проходил Великий пост в Палестине, оставленное римской паломницей Эгерией, которое относится примерно к 380 году:

«В субботу литургия здесь совершается рано, еще до восхода солнца, для того, чтобы дать разрешение от поста тем, кого здесь называют евдамадариями.

И вот какое правило поста соблюдают те, которых называют евдамадариями: они постятся всю неделю и едят только по воскресениям после отпуста в пятом часу. И, вкусив пищу в воскресенье, они больше ничего не едят до тех пор, пока не причастятся в следующую субботу утром в храме Воскресения. Ради них, чтобы они могли быть разрешены от поста как можно раньше, литургия совершается в храме Воскресения по субботам до восхода солнца. И то, что литургия совершается ради них так рано, как я упомянула, не значит, что причащающиеся только одни они; причащаются в этот день и все, кто пожелает.

Вот какой здесь обычай поста во время Четыредесятницы: есть такие, которые, вкусив пищу в воскресенье… не едят уже целую неделю до отпуста в субботу…

Здесь существует особый обычай, который соблюдают те, которые называют себя апотактитами, мужи и жены; они едят только раз в день, и не только во время поста, но и в течение всего года. Те же среди них, которые не могут провести в посте всю неделю, как я описала, принимают пищу в середине дня в четверг; а кто не в состоянии этого сделать, постится два дня подряд в течение поста; а кто и этого сделать не может, ест вечером. Никто не требует определенного числа дней поста, но каждый постится по своим силам.

И не получает ни похвалы, кто творит много, ни порицания, кто творит меньше. Ибо таков обычай здесь. Во время Четыредесятницы ни хлеба дрожжевого, ни оливковаго масла, ни древесных плодов не есть, а только воду и немного мучной похлебки».[2]

В целом документы этой эпохи позволяют узнать, что разнообразие постов в Великий пост было чрезвычайно велико.

Множество различных обрядов поста было на Востоке в V–VIII веках. Обряд неядения заменился обрядом говения[3] (в частности, на мясо). В это время значительно повысился авторитет монахов, монастыри стали играть важную роль в жизни людей, монашеский обычай поста становится примером. На Руси этот обычай стал ориентиром, обязательным каноном. Иностранцы, посещавшие страну, поражались той строгостью, с какой русские люди отдавались традиции пощения.

Постный стол: история, значение, рецепты

За 49 дней до Пасхи начинается Великий пост. Он длится семь недель и его целью является духовная подготовка верующих к встрече великого праздника — Светлого Христова Воскресения. Впрочем, собственно Великий пост составляет лишь первые сорок дней, так называемую Великую четыредесятницу. Он является образом сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне. Следующие восемь дней — Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной седмицы — посвящены воспоминанию Страстей Спасителя и событий, непосредственно предшествующих им, — Воскресения праведного Лазаря из Вифании, Входа Господня в Иерусалим, последних проповедей Иисуса Христа в храме, Тайной вечери.

Во время Великого поста по церковному уставу запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения — мяса, молока, яиц, рыбы. Кроме того, с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Рыба разрешается всего лишь два раза — на Благовещение Пресвятой Богородицы и на Вербное Воскресенье. В Лазареву субботу разрешается икра. В остальные субботы и воскресенья поста, Великий Четверток (Страстной Четверг) и в дни некоторых особо чтимых святых (например, сорока Севастийских мучеников, святителя Григория Двоеслова) разрешается растительное масло. Первый день поста — Чистый понедельник — и предпоследний — Великий пяток (Страстную Пятницу) — рекомендуют проводить вообще без пищи.

Нередко постный стол отождествляют с вегетарианским. Однако это неверно, так как в рацион постного стола не входили продукты, составляющие основу вегетарианских блюд (например, масло, молоко, сметана, сыры, яйца). В то же время для приготовления праздничных постных блюд использовалась рыба — отварная, копченая, соленая или сушеная, но не жареная, так как для жарения используется масло. В постный стол входили также раки, крабы, креветки, омары, устрицы. Исключались, однако некоторые продукты растительного происхождения, такие как морковь, свекла, красный перец, помидоры на том основании, что в них якобы присутствует кровь, с которой отождествляли их сок.

Рецепты многих постных блюд сохранились со времен крещения Руси и имеют византийское, греческое происхождение. В Древней Руси не записывали кулинарные рецепты, не было кулинарных книг, рецепты передавались от матери к дочери, из дома в дом, из поколения в поколение. Изменений в рецептах и технологии приготовления почти не было, и в постные дни разных столетий ели почти те же блюда, что приготовлялись со времен святого равноапостольного князя Владимира. Добавлялись лишь новые овощи: до конца 17 века на Руси распространены были только капуста, чеснок, лук, огурцы, редька и свекла.

Из первых блюд были распространены щи, уха, рассольники. К горячим щам подавали пироги с начинками из каш. Пироги делали пряженые, то есть жаренные в масле (когда это позволялось делать), и подовые, печеные. В постные нерыбные дни пироги пеклись с грибами, маком, горохом, соком, репою, капустой и разными ягодами. В постные рыбные дни пеклись пироги с всевозможнейшими породами рыб. Особенно любимы были пироги с сигами, снетками, лодогой, с одними рыбными молоками или с визигой, на конопляном, маковом или ореховом масле. Для такой начинки мелко искрошенная рыба перемешивалась с кашей или с сарацинским пшеном — рисом. Кашу ели овсяную или гречневую, пшенная каша была редко.

Икра осетра и белорыбицы была роскошью, но паюсная, мешочная, армянская и мятая, низшего сорта, была доступна даже самым бедным. Икру заправляли уксусом, перцем и искрошенным луком. Кроме сырой икры, употребляли икру, варенную в уксусе или маковом молоке, и пряженую: в посты русские делали икринки, или икряные блины,- долго взбивали икру, добавляли крупитчатую муку, затем тесто запаривали.

Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели. Оладьи делались из крупитчатой муки, с ореховым маслом и подавались с патокой, сахаром или медом. Оладьи огромного размера назывались приказными, потому что их приносили приказным людям на поминки. Блины делались красные и белые: первые из гречневой, вторые из пшеничной муки. Блины не составляли принадлежности масленицы, как теперь, символом масленицы были пироги с сыром и хворосты — вытянутое тесто с маслом.

В те постные дни, когда считалось грехом употреблять рыбу, ели кислую и отварную свежую капусту, пироги с горохом, с овощной начинкою, гречневую и овсяную каши с постным маслом, луковники, овсяный кисель, левашники, оладьи с медом, караваи с грибами и с пшеном, грибы вареные и жареные, разные блюда из гороха: горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, то есть твердосбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки, творог из макового молока, хрен, редьку. Ко всем блюдам любили примешивать пряные приправы, а в особенности лук, чеснок и шафран.

В постные дни в великосветских домах Москвы или Санкт-Петербурга подавали ту же отварную капусту, политую постным маслом, ели кислые грибные щи, как в любом из городов и домов Российской империи. Во время постов во всех ресторациях, трактирах, даже самых лучших заведениях на Невском проспекте выбор блюд ничем не отличался от тех, что ели в монастырях. В одном из лучших трактиров Петербурга, «Строгановском», во время Великого поста не было, конечно, не только мяса, но даже и рыбы, а посетителям предлагали грибы, гретые с луком, капусту шатковую с грибами, грибы в тесте, галушки грибные, грибы холодные под хреном, грузди с маслом, гретые с соком. Кроме грибов в обеденную карту входили горохи мятые, битые, цеженные, кисели ягодные, овсяные, гороховые, с патокой, сытой и миндальным молоком. Чай в эти дни пили с изюмом и медом, варили сбитень.

В первую субботу поста празднуется память воина великомученика Феодора Тирона, сожженного в 306 году за исповедание христианской веры. За свой подвиг святому была дана благодать укреплять во время поста и предохранять от осквернения через пищу. Император Юлиан Отступник в 362 году, желая надругаться над христианами, приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на рынках Константинополя тайно окроплять идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить христианам; чтобы они ничего не покупали на рынках, а ели вареную пшеницу с медом — коливо (кутью). Коливо готовят так же из риса или ячменя с изюмом, медом, маком. Оно является не только постным блюдом, которое едят в дни Великого поста и в сочельник, но и поминальным блюдом, приносимым в церковь в память об усопших.

Что о постных меню в ресторанах говорят повар, священник и историк

Максим Сырников, Всеволод Чаплин и Ольга Сюткина делятся мнением о постных меню в ресторанах, которые за последние 5–10 лет превратились в обыденность.

«Я сам долгие годы соблюдаю пост, и когда в ресторане нет постного меню, меня это удивляет. Все-таки хорошие заведения давно ввели такую традицию, потому что постящихся людей не так уж и мало. Многие из них вынуждены приходить в ресторан не для того чтобы развлечься, а чтобы элементарно поесть. Ко мне часто обращаются с просьбами составить постное меню в ресторанах из разных городов России — первое я делал более 10 лет назад в Петербурге, в ресторане «Аквариум». Тогда люди специально приходили на постные блюда, а несколько лет назад постное меню стали повсеместным явлением.

Я стараюсь не повторяться, в каждом ресторане придумываю что-то новое. Например, в ресторане в Вологде мы делаем потрясающие щи на бульоне из вологодских грибов, лапшу грибную самокатаную из гречневой муки. В Новосибирске у нас в меню бесконечное множество постных запеканок. Нельзя говорить, что распространение постных меню означает достижение какого-то уровня индустрии — везде разный уровень. Есть места, где повара понимают, что нельзя в постном меню давать спаржу со сливочным соусом, как мне тут недавно предлагали. А есть шеф-повара, которые соблюдают пост сами, — я таких знаю достаточно. Знаю и рестораторов с шефами, которые не хотят внедрять постные блюда принципиально: такие вот они убежденные атеисты — по крайней мере они так говорят. Это их право, ну ради бога, — значит, какая-то часть гостей будет обходить их ресторан стороной во время поста.

По моим ощущениям, во время Великого поста в рестораны стало приходить больше гостей, и я наблюдаю тенденцию по востребованности. С другой стороны, я категорически против каких-либо обязательств. Ресторанный бизнес — прежде всего бизнес, и нельзя никому ничего навязывать. Нужно смотреть за потребностями клиентуры, как и в любом другом бизнесе. Смешно, когда в стейк-барах заводят постные меню».

«Пост соблюдают от четверти до трети всего нашего населения, и то, что люди имеют возможность выбирать постную пищу, — очень неплохо. Это вообще должно быть чем-то естественным для России. Ведь естественно, что есть магазины с халяльными и кошерными продуктами. Образ жизни людей, связанный с религией, стоит уважать.

Я сам иногда хожу в рестораны во время поста, особенно если участвую в каком-то торжестве, или бывает так, что негде перекусить, когда активно перемещаюсь по городу. В этом году еще не был, но думаю, на Благовещение одну встречу устрою в ресторане (в прошлом году большой резонанс вызвала фотография с Чаплиным, который ел филе-о-фиш в «Макдоналдсе» во время Великого поста, но, как оказалось, в рыбный день. — Прим. ред.)

В некоторых ресторанах постные блюда могут оказаться навороченными, выглядеть как кулинарный изыск. Но в пост важно не только что ты ешь, а сколько ты ешь, и сколько ты тратишь на еду. Дорогие блюда, в которых высчитано отсутствие животных компонентов, но при этом они считаются роскошью, — это прямо противоположно духу поста (в прошлом году «Афиша» приводила цены на гречку в ресторанах, самой дорогой (1500 р. за 300 г) оказалась гречка в «Палаццо дукале». — Прим. ред.).

Простая пища — это овощи, простой салат, супчик, соленья. И все это вполне может быть продуктами отечественного происхождения. Бывает, что на постный стол кладут привезенные экзотические фрукты, злоупотребляют тем, что морепродукты формально не относятся ни к мясу, ни к рыбе, и заваливают ими стол. Или, например, подают имитации мяса. Ну это все лицемерие: с одной стороны, ты формально постишься, а с другой — поддаешься услаждением вкуса».

«На Руси люди совершенно по другим принципам жили, у человека имелись четкие установки. Большая часть были верующими, поэтому пост был естественным жизненным укладом. Если человек принимал решение поститься, то брал на это благословение, и только церковь его могла поддержать — в трактир он уже не ходил.

Было ли меню для постящихся в трактире, никого не интересовало. Наверняка до революции в заведениях общепита варили постные щи и что-то простое — отчетливых сведений у меня по этому поводу нет. Что касается морских гадов, по поводу которых нет единого мнения, тоже сложно ответить. Вот молокане, например, не только не ели морепродукты — они выбрасывали посуду, в которой варились раки, потому что считали ее поганой. Был четкий устав, что есть в пост: дни без масла, рыбные дни. А те, кто держал жесткий пост, ели только сухой хлеб и картошку.

К сожалению, сейчас в России многие рассматривают пост как гастрономическую практику. Часть людей думает так: «Я сейчас попощусь, а за это время похудею». Это совершенно неправильный подход; священники говорят, что пост — это не про еду, это практика для души».

Что такое скоромная пища, список продуктов и их постные аналоги, сроки православных постов

Часто в общении с прихожанами православных храмов от церковных служителей можно услышать фразу «скоромная пища». Несведущему человеку бывает трудно понять ее значение.

Что такое скоромная пища

Происхождение фразы

Слово «скоромный» произошло от старославянского «скармъ» и устаревшего «скором», означающие масло, жир. Получается, что фраза дословно переводится как масляная, жирная пища. Но значение у нее все-таки другое.

Значение понятия

Так что же значит «скоромная пища»? Данное понятие относится к православной традиции. Это продукты животного происхождения, которые нельзя употреблять в пост.

Скоромные продукты

Скоромная еда составляет значительную часть рациона многих людей. Сама по себе она не является «плохой» для верующих, если употребляется в предписанное церковным уставом время.

Список

При соблюдении поста важно знать, какие именно продукты относятся к скоромным. Это поможет точно следовать церковному Уставу.

К скоромным продуктам относятся:

  • мясо теплокровных животных (говядина, свинина, баранина, конина, курятина, гусятина, индюшатина и другие);
  • яйца;
  • молочные продукты (молоко, кисломолочные напитки, творог, сливочное масло, сыр).

Рыбу в определенные дни есть позволяется, исключение составляют Великий и Успенский посты. Но и в них в православные праздники, не выпадающие на среду и пятницу, дается послабление.

Когда и сколько можно есть

По православной традиции скоромную еду можно принимать в пищу в любое время, кроме дней постов.

С точки зрения здоровья, в разрешенные Церковью дни не рекомендуется есть много продуктов животного происхождения, так как они являются «тяжелой» для желудка пищей. Особенно внимательно нужно относиться к своему рациону после окончания постного времени. Нельзя объедаться скоромной едой в первый же день: лучше вводить ее в меню понемногу.

Отказ от скоромных продуктов

Одни верующие с легкостью отказываются от скоромных блюд, другие — с трудом. Но всех их объединяет одно — они ограничивают себя в еде во имя Бога.

Когда требуется

Отказ от скоромной еды требуется во время церковных постов. Также он необходим, если православный верующий готовится к Причастию. Обычно подготовка к нему длится три дня.

Также верующий поститься после наложения на него священником епитимьи (она бывает разная). Сейчас такое врачевание души от грехов встречается редко.

Для чего нужен

Отказ от скоромных блюд является не целью, а средством, которое помогает бороться с грехами и страстями. Такая еда отягощает тело и разум. Человек становится неспособным к духовному преуспеванию, покаянной молитве.

Важно помнить, что даже в употреблении постных продуктов необходима умеренность.

Постные аналоги скоромных продуктов

Некоторым людям трудно отказаться от любимой и привычной еды. Но существует много постных блюд, по вкусу не уступающих скоромным.

Постные кондитерские и хлебобулочные изделия

Хлеб чаще всего выпекают без молока. А вот в рецепте выпечки, если в ней присутствуют животные продукты, необходимо заменить ингредиенты.

Мучные изделия, которые можно приготовить без скоромных продуктов:

При замесе теста дрожжи и муку вместо молока разводят теплой или горячей водой. Существуют рецепты постных блинов, печенья, в состав которых входит рассол от соленых огурцов. Он также заменяет молочные продукты при приготовлении выпечки.

Вместо яиц для скрепления теста добавляют крахмал, манную крупу.

Заменить скоромные сладости помогут:

  • мед;
  • халва;
  • мармелад;
  • повидло;
  • варенье;
  • кукурузные палочки;
  • козинак из орехов, кунжута, ядер подсолнечника.

Чем заменить животный белок в пост

В посты, во время которых разрешено употребление рыбы в определенные дни, снимается вопрос о недостатке белка в питании. А как быть, когда она запрещена?

Продукты животного происхождения можно заменить на растительные без ущерба для здоровья.

Много белка находится в бобовых, таких как:

В магазинах соя продается в виде крупы и кусочков в упаковке. Если последние приготовить с луком и приправами, по вкусу они будет отдаленно напоминать мясо.

В продаже также можно увидеть соевое молоко. И хотя не каждому оно понравится, покупатели такого товара все же находятся.

Не обходятся посты без грибов, которые можно принимать в пищу нечасто и в небольших количествах. Дело в том, что они плохо усваиваются организмом. Следует знать, что при обострении многих заболеваний желудочно-кишечного тракта грибы противопоказаны.

Орехи тоже являются растительным источником белка. Если отсутствует аллергия, рекомендуется включать их в меню.

Салаты вместо сметаны и майонеза можно заправлять растительным маслом. По желанию в блюдо добавляют лимонный сок.

Что такое пост

Духовную жизнь православного христианина невозможно представить без поста. Некоторые люди воспринимают его только как ограничение в рационе. Но это только внешняя сторона.

Смысл и значение

Смысл поста — отказ от удовольствий, борьба со страстями и грехами. Это время для усиленной молитвы. Чтение Евангелия, православной духовной литературы, посещение церковных служб — важные составляющие постных дней.

Как часто человек погрязает в суете. Мечты, бытовые проблемы захватывают его. Он бежит в круговороте дел, событий, не в силах остановиться. Времени ни на что не хватает.

Когда наступает пост, нужно отринуть все ненужное и напускное. Остановиться и подумать: «Что является главным для по-настоящему верующего человека?». Ответ на этот вопрос — жизнь во Христе.

Без духовной составляющей ограничение в питании становится обычной диетой.

Сроки и продолжительность

Не у всех постов есть устойчивые календарные даты.

Всего в году четыре многодневных поста:

  1. Великий — продолжается 48 дней. Заканчивается светлым праздником Пасхой.
  2. Петров — берет начало через неделю после праздника Святой Пятидесятницы и длится до 11 июля. Посвящен святым апостолам Петру и Павлу.
  3. Успенский — проходит с 14 по 27 августа. Установлен в честь Успения Пресвятой Богородицы.
  4. Рождественский — продолжается с 28 ноября по 6 января.

Также установлены однодневные постные дни.

К ним относятся:

  1. Крещенский сочельник (18 января).
  2. День Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи (11 сентября).
  3. Воздвижение Животворящего Креста Господня (27 сентября).

По средам и пятницам в течение года верующим необходимо отказываться от скоромной еды. В среду произошло предательство Христа, в пятницу Он принял крестные страдания. В память об этих скорбных днях верующие постятся.

Видео

В этом видео протоиерей Дмитрий Смирнов в передаче «Русский час» рассказывает о том, как и для чего нужно поститься.

В этом видео вы увидите мастер-класс по приготовлению постного печенья из недорогих ингредиентов.

В этом видео показывается, как приготовить фасолевый суп без мяса.

Что можно есть во время поста? Перечень основных продуктов.

П равославный Пост – это особенное время в жизни каждого верующего, в течение которого люди осознанно отказываются от еды и воздерживаются от любых развлечений для телесного и духовного очищения. Истинные христиане, которые хотят воссоединиться с Отцом небесным, принимают решение держать пост. Но что можно есть во время поста, чтобы сохранить силы для повседневной жизни?

Суть соблюдения поста

Многие православные, которые только начинают свой путь к Богу, считают, что поститься — это совсем отказаться от приема пищи. Но это не совсем правильно. В первую очередь, нужно ограничить себя от мероприятий, которые несут в себе праздность и удовольствие:

  • не участвовать в увеселительных гуляньях;
  • отказаться от просмотра развлекательных программ;
  • не совершать плохих поступков;
  • не выполнять супружеские обязанности;
  • не сквернословить и не сплетничать.

Во-вторых, нужно отказаться от приема скоромной пищи. Разрешается есть лишь постную еду.

Продукты, допустимые в пост

Существует основной перечень постных продуктов, которые можно употреблять в пищу:

  • Различные виды круп: манная, ячневая, гречневая, рисовая, овсяная, перловая.
  • Любые овощи: картофель, капуста, лук, свёкла, морковь.
  • Фрукты и ягоды.
  • Грибы.
  • Орехи: грецкие, миндальные, арахисовые, кедровые.
  • Продукты пчеловодства.
  • Консервированные овощи, фрукты и ягоды (компоты, варенье, овощные салаты).
  • Приправы, специи и травы (укроп, петрушка, лавровый лист, черный и красный перец, кардамон и др.)

Есть во время поста можно, ведь это испытание, а не тест на выживание. Для того чтобы организм полноценно функционировал, ему требуется достаточное количество белка. А где его взять, если мясо в постные дни под строгим запретом? Ответ прост, следует заменить мясные продукты на те, которые содержат в своем составе растительный белок. Особенно обогащены таким белком бобовые (фасоль, соя, нут, горох).

Попробуйте приготовить постный суп их любого вида бобовых, овощей и крупы. Приправьте специями по вкусу, и вы поймете, что поститься можно вкусно. Но не стоит объедаться. Ведь избыток еды — это нарушение поста. Следует есть все в меру, стараясь только утолить голод, а не наесться до отвала.

Когда во время поста можно есть рыбу?

Рыба — это своеобразный продукт, который в строгие дни находится под запретом. Чтобы ответить на вопрос «Когда во время поста можно есть рыбу?», следует изучить основные правила ее употребления.

Чаще всего рыбу можно включить в свой рацион тогда, когда дни поста совпадают с большими церковными праздниками. Например, 7 апреля (Благовещенье), в последнее воскресенье перед Пасхой (Вход Господень в Иерусалим), субботу Лазаря.

Во время Успенского поста рыба разрешается на праздник Преображения Господня.

Петров пост дозволяет есть рыбку по таким дням: четверг, суббота, воскресенье и вторник.

В рождественский пост рыбу можно включить в меню в выходные дни: субботу и воскресенье.

Особые правила действуют в отношении людей с ослабленным здоровьем. При разговоре с батюшкой можно попросить о послаблении, тогда вам будет разрешено есть рыбные продукты в любое время.

Питание в разные дни

В течение недели нужно знать, в какие дни следует сделать послабление, а в какие, наоборот, совсем воздержаться от пищи.

Великий пост. Правила приема пищи

Этот пост является самым строгим и самым длительным. Поэтому прежде чем приступать к его совершению, нужно подумать, не повредит ли это вашему здоровью. Больным людям и кормящим матерям разрешено есть в постные дни даже немного мяса.

Отказаться следует:

  • от любого сорта мяса, рыбы и даже морепродуктов;
  • молочных и кисломолочных продуктов, яиц и даже яичного порошка;
  • выпечки, так как в тесто при приготовлении добавляются запрещенные продукты;
  • майонеза и других соусов, если в их составе есть молоко или яйца;
  • спиртных напитков, так как они имеют веселящие свойства.

Нужно помнить, что постящиеся совсем не едят в первый день Великого поста и каждую пятницу.

В первые и последние 7 дней можно есть только овощи и фрукты, а пить исключительно свежую воду.

В остальные дни разрешается употреблять мед, подсолнечное масло, иногда рыбу.

Разрешены ли сладости?

Некоторые любители сладенького интересуются, можно ли иногда в пост выпить чай с сахаром или съесть плитку шоколада? Церковь дает положительный ответ.

В течение поста разрешено добавлять в еду сахар, помимо этого можно в небольших количествах есть горький шоколад без добавления молочных компонентов, сушеные ягоды, козинаки, мармеладные конфеты и мед.

Некоторые православные считают, что мед есть нежелательно. Особенно этого мнения придерживаются старообрядцы и монахи. Но церковные служащие не против того, чтобы мед присутствовал на столе православных во время поста. Они советуют выбирать гречишный или липовый сорта, так как они содержат в своем составе много микроэлементов и витаминов.

Меню на один день Великого поста

Людям, которые впервые решили начать поститься, можно посоветовать такую примерную схему приема пищи:

Ссылка на основную публикацию